суббота, 21 марта 2015 г.

Салат с сузьмой - Сузмали салати

Сегодня в день весеннего равноденствия в Узбекистане празднуют древний праздник Навруз - праздник, который существует дольше, чем письменность и уходит своими корнями к временам Заратустры.
Дорогие мои земляки и гости, с веселым и солнечным вас праздником Навруз!
Мира Вам!
Наврузи оламингиз кутлуг булсин!
Келаётган Наврузингиз муборак булсин!

О значении этого праздника и его традициях я когда-то уже писала здесь.

Не удивительно, что в такой день остро захотелось чего-нибудь родного и близкого по восприятию, традиционно весеннего и свежего. Салата исконно народной узбекской кухни, простого в сочетаниях, удивительно приятного по вкусу. Энергетик, источник витаминов и минералов. Полезного, одним словом, и красивого, что тоже немаловажно.

О самой сузьме, ее производстве в домашних условиях и некоторых блюдах из этого молочного продукта я успела рассказать немногим ранее. Также хочу заранее анонсировать, что позже в блоге будут ещё и другие блюда узбекской народной кухни из сузьмы.
Как такового рецепта нет, вернее у каждого есть свой рецепт или свой набор продуктов для данного салата. Зачастую – это то, что есть в данный момент в вашем холодильнике, ещё лучше – на грядке или в горшочке на подоконнике, тем и оперируем, как составными частями. Буквально можно использовать ту зелень и овощи, что в данный момент у вас под рукой (перед глазами).

Помню, дело было в студенческую юность на сборе хлопка. Вырванные месяцы жизни (кто испытал на себе, тот меня поймет). Однообразный рацион хлопковой кухни настоятельно взывал к дополнению в виде свежих овощей и молочных продуктов. Еженедельные родительские посылки, по весу и масштабу скорее напоминавшие контейнеры, сам приезд родителей раз в месяц, эту проблему решали крайне краткосрочно. А удаленность от местных жилых районов и вовсе ограничивала нас, студентов, в поступлении свежих овощей и фруктов. Деньги у нас были, а купить, увы, было нечего, да и некогда, если честно. Занемогла я однажды и по решению местного врача не вышла на поле, осталась в бараке. К обеду к нашей стоянке подтянулась откуда-то местная опа (тетечка) и предложила купить целый пакет сузьмы. Вот удача, так удача! Пока мои девчонки были в поле, я лихорадочно соображала, чтобы такое из нее сотворить, чтобы стало еще вкуснее и полезнее. Поздняя, сильно поздняя осень. Почти уже голые окрестности. И тут мой взгляд упирается буквально в землю возле барака. Мгновенно осознав, что это не просто почва, а возделанная земля, иными словами грядки, я начала с оглядкой (не для меня ведь сажено) расковыривать палочкой их содержимое вокруг пожухших листиков ботвы. О, чудо! Откопала, помыла, почистила. Редиска? Слишком большая. Редька? Белая, почему-то, Репа? Тоже мимо. Да, не важно. Главное – настоящий овощ, съедобный!
Порезала я меленько этот неизвестный науке овощ, добавила щепотку оставшегося укропа из родительской посылки, пару зубчиков чеснока, заправила солью и сузьмой. А тут уже дело к вечеру, подруги мои голодные и уставшие вернулись. Эх, замечательное у нас было в тот день дополнение к ужину, здоровое! И было нам с девочками счастье!
А редиску ту мы постепенно всю выкорчевали и съели. Не обессудь нас, неизвестный хозяин, вспомнил ты о ней или нет позже, но тогда мы были тебе премного благодарны.

Нижеследующий салат я собрала из продуктов, которые приведены в книге гуру Узбекской кухни Карима Махмудова, определенное количество оговаривать не буду, все по желанию. Варианты составляющих, повторюсь, приветствуются. Этот салат подается в качестве зеленого сопровождения к жирным мясным блюдам и к плову, или отдельно в качестве здорового холодного ужина.

Салат с сузьмой - Сузмали салати

Салат с сузьмой - Сузмали салати

Продукты:

Сузьма
Зеленый лук
Зелень кинзы (кашнич)
Зелень укропа
Базилик (райхон)
Редис
Огурец
Соль
Красный перец в порошке (чили или паприка)
Молотая зира по желанию

Приготовление:

Зелень и лук тщательно промыть, обсушить кухонным полотенцем и порубить ножом. Сузьму посолить по вкусу, приправить молотой зирой и перцем.

Салат с сузьмой - Сузмали салати

Огурцы и редис нарезать мелкой соломкой или тонкими полукружьями. Сложить всю зелень и овощи в салатницу, заправить сузьмой. При подаче можно украсить листьями базилика (райхона).

Приятного аппетита!

Салат с сузьмой - Сузмали салати

Надо заметить, что качество и густота самой сумьзы является отправной точкой в ее применении, т. е. можно использовать ее для этого салата по-разному. Можно просто, как я, заправить ею зелень, можно развести ее охлажденной минеральной или кипяченой водой до густоты сметаны, можно смешать сузьму с кислым молоком или сметаной, а затем заправлять этой смесью салат. Если вообще не хочется готовить сузьму, замените ее пастообразным творогом или йогуртом.

Начался сезон черемши. В этот салат она вписывается идеально! А на Родине вместо черемши мы бы добавляли сюда перья зеленого чеснока. Для нас этот аромат признак настоящей весны.

Черемша и Белоцветник весенний

Источник
Книга К. М. Махмудова «Узбекские блюда»
Издательство «Узбекистан», Ташкент - 1976 год

2 комментария :

  1. Иден, вчера только мужа про черемшу спрашивала, сказал что рано, чувствовала я, что время пришло... Надо заказать, в Германии её можно даже в Альди купить, а здесь только по субботам на рынке у частников, в прошлом году суп из неё готовила, буду повторять.( комп и фотоаппарат одновременно накрылись, рецепт не успела выставить).
    Из России специально привезла марлю, можно попробовать сузьму сделать, спасибо за рецепт. Ты правильно заметила, что немецкие йогурты с кислинкой, а к турецким вообще нужно быть привычными, то соленые, то кислые, здесь они более сливочные.

    ОтветитьУдалить
  2. Хадижа, привет! Эту фотографию я 8-го марта сняла в парке. Не знаю, как в магазине, в "диком" виде уже собирать можно. :)
    Супы с черемшой вкусные, пробовали, знаем.

    У меня тоже марля из родных краев. Может в русском магазине есть, я не искала. В немецких продают специальные платочки для процеживания, но сама ими ещё не пользовалась, думаю, что гигиеничнее, они из нейлона или что-то подобное.

    Я французские йогурты, жаль, не пробовала, могу про польские сказать - очень на русские похожи, сливочные и вкусные. Немецкие молочные продукты ем с трудом, очень для меня кислые. Вот два йогурта одинаковой 10% жирности: турецкий кислый, греческий - мягкий сливочный. По видимому, разные молочные культуры...

    ОтветитьУдалить